17.05.2022  Урок-практикум "Политические партии" 

   В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.

   Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным, как  одной из  приоритетных задач.

   Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции,

быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы,

то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.  

   Под функциональной грамотностью  понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации,

способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 

   Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков.

Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации.

При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

    Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

·         Читательская грамотность

·         Математическая грамотность

·         Естественнонаучная грамотность

·         Финансовая грамотность

·         Глобальные компетенции

·         Креативное мышление

    Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках,

умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку самокоррекцию.

    Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.

Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе  и обществознание.

    Так, в маe 2022 года, в 10-11 классах прошел урок-практикум, по теме: «Политические партии».

Цель:   сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

    Каждый класс делился на несколько групп: «политические партии» и избирательную комиссию, журналистов, представителей электората.

    1.Учащиеся  получали задания: подготовить к уроку основные положения программы партии, ее название, символику.

(Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей;

не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы).

    2.Ответственные за процедуру выборов  готовили урну и бюллетени для голосования.

          Правила:

- практикум  состоял из шести туров:

- учащиеся должны были  выполнять задания каждого тура, борясь за «голоса избирателей».

- победитель определялся по итогам голосования.

    Первый тур – представление

    Команды представляют свою партию и программу( Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях ;

анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.)

    Второй тур - финансирование избирательной кампании.

    Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию.

Время на подготовку – три минуты (финансовая грамотность).

    Третий тур – реклама

    Задание: придумайте политическую рекламу, которую вы будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую рекламу.

 (Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ;

пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.)

    Четвертый  тур – борьба за электорат.

    Задание: Участие в политических дебатах. Представители других партий и зрители играют роли журналистов и задают вопросы

(Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,

организовать работу группы).

   Пятый тур – этические проблемы в ходе избирательной кампании.

   Вы получили сведения о фактах личной жизни, состоянии здоровья кандидата –соперника.. Как вы поступите? Свою позицию аргументируйте.

( Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях ; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.)

     Шестой тур – голосование

     Представители избирательной комиссии напоминают правила избирательной кампании и следят за их соблюдением в процессе проведения процедуры голосования.

     Путем голосования выбирается партия - победитель. В голосовании принимали участие все присутствующие. Они отдали свой голос за понравившуюся партию.

     Обучающиеся в ходе практикума дискутировали,  обсуждали, работали в группах.

   Следует отметить, что подобные уроки с особенной смысловой нагрузкой призваны дать рутинным обществоведческим примерам лицо конкретного человека и это не только работа с персоналиями

(что немаловажно для структуры ГИА по предмету), но это прежде всего воспитание гражданина нашей России.

     Я очень надеюсь, что активность, проявляемая моими учениками на уроках, сохранится и в самостоятельной жизни. Человек состоится, если со школьных лет формировать в нем доброту, чуткость и гуманные чувства.

     Предмет обществознание является отличной площадкой по формированию функциональной грамотности учащихся.  

При успешной работе по формированию функциональной грамотности на уроке обществознания выпускник  практически подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, т.к. обществознание – это предмет о нашей обыденной жизни и ситуациях.

                                                                          

                                                                                           Заместитель директора по ВР Русинова С.М.