Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным, как одной из приоритетных задач.
Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции,
быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы,
то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации,
способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации.
При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
· Читательская грамотность
· Математическая грамотность
· Естественнонаучная грамотность
· Финансовая грамотность
· Глобальные компетенции
· Креативное мышление
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках,
умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку самокоррекцию.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.
Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе и обществознание.
Так, в маe 2022 года, в 10-11 классах прошел урок-практикум, по теме: «Политические партии».
Цель: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Каждый класс делился на несколько групп: «политические партии» и избирательную комиссию, журналистов, представителей электората.
1.Учащиеся получали задания: подготовить к уроку основные положения программы партии, ее название, символику.
(Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей;
не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы).
2.Ответственные за процедуру выборов готовили урну и бюллетени для голосования.
Правила:
- практикум состоял из шести туров:
- учащиеся должны были выполнять задания каждого тура, борясь за «голоса избирателей».
- победитель определялся по итогам голосования.
Первый тур – представление
Команды представляют свою партию и программу( Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях ;
анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.)
Второй тур - финансирование избирательной кампании.
Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию.
Время на подготовку – три минуты (финансовая грамотность).
Третий тур – реклама
Задание: придумайте политическую рекламу, которую вы будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую рекламу.
(Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.)
Четвертый тур – борьба за электорат.
Задание: Участие в политических дебатах. Представители других партий и зрители играют роли журналистов и задают вопросы
(Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,
организовать работу группы).
Пятый тур – этические проблемы в ходе избирательной кампании.
Вы получили сведения о фактах личной жизни, состоянии здоровья кандидата –соперника.. Как вы поступите? Свою позицию аргументируйте.
( Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях ; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.)
Шестой тур – голосование
Представители избирательной комиссии напоминают правила избирательной кампании и следят за их соблюдением в процессе проведения процедуры голосования.
Путем голосования выбирается партия - победитель. В голосовании принимали участие все присутствующие. Они отдали свой голос за понравившуюся партию.
Обучающиеся в ходе практикума дискутировали, обсуждали, работали в группах.
Следует отметить, что подобные уроки с особенной смысловой нагрузкой призваны дать рутинным обществоведческим примерам лицо конкретного человека и это не только работа с персоналиями
(что немаловажно для структуры ГИА по предмету), но это прежде всего воспитание гражданина нашей России.
Я очень надеюсь, что активность, проявляемая моими учениками на уроках, сохранится и в самостоятельной жизни. Человек состоится, если со школьных лет формировать в нем доброту, чуткость и гуманные чувства.
Предмет обществознание является отличной площадкой по формированию функциональной грамотности учащихся.
При успешной работе по формированию функциональной грамотности на уроке обществознания выпускник практически подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, т.к. обществознание – это предмет о нашей обыденной жизни и ситуациях.
Заместитель директора по ВР Русинова С.М.